Что делать, если двигатель перегрелся. Обнаружение причин.

0
Что делать, если двигатель перегрелся. Обнаружение причин.

Многие водители ежедневно попадают в жаркую погоду в дорожные пробки. И многие из нас могут попасть в ситуацию, когда вдруг из-под капота машины начинает идти пар. В этой ситуации приходится съехать на обочину и начать поиск причины перегрева вашей машины. Что делать, если двигатель перегрелся?

Прежде всего настоятельно рекомендуем всем водителям следить за показателем температуры на приборной панели автомобиля. Надо хотя бы периодически бросать взгляд на температурный датчик. Этим вы сможете реально сможете предотвратить перегрев двигателя, а также это позволит вам сберечь приличную сумму денег на ремонтных работах, которые могут быть необходимы в случае перегрева двигателя.

Что делать, если двигатель перегрелся?

Если вы посмотрите на приборную панель и увидите на температурном датчике, что стрелка находится в красной зоне, то нужно срочно остановить машину на обочине и поставить её на паркинг (в машине с автоматической коробкой) или на ручной стояночный тормоз.

После этого выйдете из машины и внимательно осмотрите под переднюю часть автомобиля. Определите нет ли утечка жидкости. Если видите небольшую утечку охлаждающей жидкости, которая капает на дорогу, но не торопитесь впадать в панику и выключать зажигание. В такой ситуации надо дать двигателю поработать на холостых оборотах какое-то время. Если вы в итоге обнаружили, что весь антифриз вытек на дорогу (или сильно течёт), то придется сразу выключить двигатель.

А если утечка не сильная или ее совсем нет, то оставьте двигатель работающим, чтобы избежать резкого перепада температуры, который может серьезно повредить силовой агрегат.
Дело в том, что при утечке охлаждающей жидкости происходит температурный всплеск из-за того, что снижается отвод тепла, вырабатываемого мотором.

Но ещё более сильный всплеск температуры происходит при больших повреждениях радиатора, помпы, шлангов системы охлаждения, радиатора печки и расширительного бачка. Особенно при полной потере антифриза. При этом температура двигателя достигает максимальных значений очень быстро.

Циркуляция охлаждающей жидкости

Помните, что тепло от двигателя за счёт физических процессов передается охлаждающей жидкости, которая циркулирует по системе охлаждения имеющей замкнутый малый и большой циклы.

Логично, что жидкость не может циркулировать без физической силы. Это обеспечивает водяной насос, который и поддерживает движение охлаждающей жидкости по системе охлаждения, которая к тому же имеет определенное давление. Отсюда в следствии поломки водяной помпы, или разгерметизации системы происходит утечка жидкости и падение давления в системе охлаждение. В итоге двигатель начинает перегреваться, так как система охлаждения перестает выполнять своё назначение.

В системе охлаждения есть радиатор, через который проходят потоки воздуха вовремя движения машины. Нагретая от тепла двигателя охлаждающая жидкость, циркулируя через радиатор, начинает остывать. В итоге температура антифриза падает до нормальных значений, и затем цикл повторяется. А при повреждении радиатора охлаждения, антифриз также будет утекать из системы и приведет к недостаточному охлаждению мотора.

Как уже было сказано, при потере антифриза происходит резкий температурный всплеск двигателя. Многие водители в этот момент совершают огромную ошибку, спеша, как можно скорее, выключить зажигание, что в итоге приводит ещё к большему перегреву мотора.

Антифриз

На холостом ходу, вы можете нажать педаль газа, прибавив немного обороты двигателю. Это позволит увеличить скорость работы водяной помпы (если она исправна) и увеличить скорость циркуляции потока охлаждающей жидкости (в случае если весь антифриз не вытек на дорогу).

Это поможет уменьшить время включения подкапотного вентилятора охлаждения, которым в большинстве случаев оснащены многие автомобили. Такой вентилятор устанавливается, чтобы дополнительно охлаждать антифриз циркулирующей в системе.

Пока ваш перегретый автомобиль, который вот-вот закипит, работает на холостом ходу, попробуйте открыть все окна машины и включить печку в салоне на полную мощь.

Таким образом, система обогрева воздуха в салоне будет работать, как второй радиатор в автомобиле, так как включённая на максимум система отопления салона, позволит отдавать в салон больше тепла, что в свою очередь будет способствовать падению температуры антифриза, за счет естественного теплообмена.

Система отопления салона

Если же после включения обогрева воздуха в салоне заметите, что воздуховоды внутри автомобиля не дуют горячем воздухом или заметите, что температура на приборной панели не снижается, то сразу выключайте двигатель.

Возможно в этом случае в вашей машине есть проблема с движением потоков охлаждающей жидкости, которая может быть вызвана неисправным водяным насосом или отсутствием жидкости охлаждения в системе, в связи её полной утечкой.

В этом случае вам придётся как можно быстрее выключить двигатель, поскольку при полном отсутствии антифриза в системе работающий двигатель создаст еще больше тепла, которому некуда будет деться. В итоге существует риск сильного перегрева силового агрегата, что чревато серьезным ущербом.

Как определить причину перегрева двигателя?

Датчик температуры на приборной панели

Если предотвратить перегрев двигателя не получилось и вы были вынуждены его отключить, то настало время провести диагностику проблемы.
Для начала посмотрите ниже видео, которое объясняет, как работает система охлаждения и какие узлы входят в неё.

 

Всегда помните, что ключом в диагностике любой неисправности в автомобиле является понимание того, как работает та или иная система.

Изучив работу системы охлаждения, вы поймёте, что есть несколько вещей, которые вызывают перегрев двигателя. Мы расскажем об основных.

Основными источниками неисправностей системы охлаждения являются: неисправный вентилятор охлаждения, неисправность водяного насоса, утечка охлаждающей жидкости, застрявший в одном положении термостат, плохая герметичность крышки радиатора, утечка охлаждающей жидкости через прокладку головки двигателя, загрязнение жидкости охлаждения, воздух в виде пузырей в системе охлаждения.

Перегрев двигателя при низких скоростях автомобиля

Если перегрев происходит только при низких скоростях во время движения, то есть большая вероятность, что в вашей машине проблема, связанная с недостаточными потоками воздуха, которые должны охлаждать радиатор с циркулирующим по нему антифризом.

В этой ситуации вы должны проверить, включается ли вентилятор охлаждения, который помогает остужать охлаждающую жидкость в радиаторе, когда машина стоит на месте или движется в жаркую погоду на медленной скорости.

Если ваш автомобиль оснащён механическим вентилятором, вы должны провести диагностику чтобы узнать, приводится ли муфта вентилятора в действие.
В видео ролике выше показано, как это можно сделать.

На холостом ходу после движения включился вентилятор охлаждения и температура начала снижаться

Низкий уровень антифриза
Низкий уровень антифриза является очень частой причиной перегрева двигателя

Если при парковке машины на обочине вы замечаете, что при работе двигателя на холостом ходу включается вентилятор, после чего температура охлаждающей жидкости, которую можно контролировать на приборной панели, начала резко падать, то возможно проблема связана с потоком охлаждающей жидкости.

Дайте при этом двигателю полностью остыть и проверьте и уровень антифриза в радиаторе, расширительном бачке, чтобы убедиться, что в системе охлаждения достаточно жидкости. Если вы обнаружите, что уровень антифриза ниже нормы, то проверьте систему охлаждения на наличие утечек.

Обязательно проверьте водяной насос, где довольно часто можно наблюдать утечку антифриза из-за повреждения прокладки.
Проверьте радиатор на герметичность. Особенно тех местах, где к радиатору подходят шланги с хомутами. Не забудьте проверить, плотно ли закручена крышка радиатора и держит ли она давление в системе. При износе крышки замените ее на новую.

Если утечка антифриза не сильная, то добавьте в систему небольшое количество охлаждающей жидкости. Но учтите, что при утечке долив охлаждающей жидкости это только временное решение проблемы. Окончательно  этим вы не решите вопрос окончательно и надо обязательно провести замену повреждённой части, которая ответственна за утечку и перегрев двигателя.

Утечка антифриза через микротрещины
Трещина в головке блока цилиндров двигателя может привести к уходу антифриза без очевидных признаков утечки

Уход антифриза из системы охлаждения не всегда вызван внешней утечкой жидкости. Например, причина утечки жидкости может быть связана с повреждением прокладки головки блока двигателя, треснувшей головки блока (как на фото выше).

Вот как проверить этот вид утечки охлаждающей жидкости:

При наличии белого дыма из выхлопной трубы или плохо работающем автомобиле на холостом ходу можно сделать вывод о том, что вероятнее всего охлаждающая жидкость попадает в камеру сгорания.

Повышенный уровня масла. Цвет масла молочный? А в радиаторе или расширительном бачке антифриз выглядит сильно коричневым? Если это так, то охлаждающая жидкость и масло могут смешиваться.

Проверьте компрессию с помощью компрессометра, который продается во всех автомагазинах или возьмите напрокат в автосервисе. Если при замере два соседних цилиндра имеют пониженную компрессию, то вероятнее всего, что в вашей машине повреждена прокладка головки блока. Выкрутите свечи и сравните их вид. Если одна из свечей зажигания выглядит очень чистой, как будто она очищена горячей водой или паром, и значительно чище других, то это означает, что охлаждающая жидкость попадает в тот цилиндр, откуда вы выкрутили чистую свечку.

Ещё можно с помощью специального прибора проверить давление в радиаторе, при подаче воздуха в систему охлаждения. Если система при этом тесте не будет удерживать давление, то, скорее всего, существует внешняя утечка антифриза из системы. Если вы визуально, осмотрев все внимательно, не видите внешнюю утечку, то тогда вероятнее всего утечка связана с плохой прокладкой головки блока или повреждением головки блока двигателя.

В зависимости от конструкции снимите крышку радиатора или расширительного бачка. Заведите двигатель с открытой крышкой радиатора. Видите на работающем двигателе пузырьки в горловине расширительного бачка или в радиаторе? Значит есть вероятность утечки антифриза из-за износа прокладки головки блока или повреждения головки.

Одним из гарантированных способов определить повреждена ли прокладка головки блока, это отправить небольшое количество отработанного моторного масла на анализ в специализированную лабораторию, которая тщательно изучит весь состав отработанного масла. Иногда это помогает спасти ваш двигатель от больших проблем. Ведь химический состав масла может сказать о многом. Даже о ранних начинающихся проблемах в силовом агрегате.

Температура охлаждения

Если вы обнаружили, что вентилятор охлаждения работает, а в системе охлаждения много охлаждающей жидкости, но температура мотора всё равно увеличивается, то неисправность может быть связана не с потерей антифриза.

Это может быть связано со скоростью циркуляции антифриза в охлаждающей системе или с качеством самой жидкости, которая со временем может потерять свои свойства.

Если вы своевременно не будете заменять антифриз, то рано или поздно он перестанет справляться со своей задачей и ваша машина может начать перегреваться.

Также плохая циркуляция антифриза может быть связана с повреждением помпы. Это можно обнаружить по звуку, стоя рядом с работающей машиной.

Охлаждающая жидкость может со временем быть загрязнена (которая может не только засорить каналы в системе охлаждения, но и снизить теплоемкость жидкости из-за изменений химического состава).
Для того чтобы проверить качество антифриза откройте крышку радиатора (на холодный двигатель) и убедитесь, что жидкость выглядит чистой.

Теперь запустите двигатель. Если вы слышите во время вращения визг, то ваш двигатель не может вращать водяной насос достаточно быстро, чтобы жидкость циркулировала с той скоростью, чтобы двигатель не перегревался. В этом случае придется снимать помпу и более детально проводить диагностику неисправности.

Если в системе охлаждения много антифриза, вентилятор работает исправно, охлаждающая жидкость выглядит чистой, и под капотом нет никаких посторонних шумов, поступающих от водяного насоса или шкива, но при работе двигателя температура охлаждающей жидкости повышается, есть большая вероятность что в радиаторе или шлангах системы охлаждения может быть воздух.

При попадании воздуха в систему охлаждения в ней образуются воздушные пузыри, которые мешают нормальной циркуляции антифриза, а это в свою очередь может привести в жаркую погоду при движении в городе к перегреву двигателя.

Может быть, что во время последнего ТО обслуживающий автомеханик не выполнил деаэрирование системы охлаждения соответствующим образом и возможно вам придется снова обратиться к нему, чтобы он стравил воздух из системы.

Чтобы убедиться в попадании воздуха в систему, включите отопитель воздуха в салоне, когда двигатель горячий. Если вы обнаружите, что печка слабо греет, то это свидетельствует о воздухе в системе охлаждения.

Но всё может быть и гораздо проще. В системе охлаждения не хватает давления из-за плохо закрытой крышки радиатора или расширительного бачка. В этом случае вам нужно просто затянуть крышку или заменить ее на новую.

 

Опасность перегрева двигателя и что делать, если двигатель перегрелся

Водяная помпа системы охлаждения
Что касается деталей системы охлаждения, то, наверное, самый важный компонент системы это водяная помпа. Этот элемент системы охлаждения дает движение антифризу, посылая жидкость на основе этиленгликоля через двигатель, термостат, радиатор, печку салона и все патрубки, шланги и каналы в системе охлаждения.

Перегрев двигателя это очень серьезная проблема, так как она может привести к растрескиванию головки блока цилиндров или её деформации, а также может повредить прокладку, которая отделяет головку от блока цилиндров.
Эти последствия могут привести к тому, что антифриз будет попадать в моторное масло, что в свою очередь может привести к повреждению подшипников, и в конечном итоге выведет из строя двигателя.

Но если в системе охлаждения достаточно чистого антифриза, который циркулирует по не засоренной системе охлаждения и в вашей машине достаточно проходит воздуха через радиатор, а также исправны водяной насос и термостат и нет повреждений патрубков или крышки радиатора, то вы можете не бояться, что ваш автомобиль закипит на дороге в самый не подходящий момент.

Чтобы быть уверенным, что система охлаждения находится в исправном состоянии, периодически проводите диагностику систему самостоятельно или пройдите технический осмотр в техническом центре.

 

Ответить