Как выбрать моторное масло

0
Как выбрать моторное масло

Правильно выбираем моторное масло для двигателя автомобиля

Разновидностей моторных масел великое множество, в котором новичок вполне может запутаться. Данное описание может вам определиться с тем, как выбрать моторное масло, которое идеально подойдёт вашему автомобилю.

Выбор идеально подходящего моторного масла может оказаться довольно сложным. Начать стоит с того, чтобы проверить наличие паспорта качества, свидетельствующего, что масло было проверено и соответствует требованиям Американского института нефти (API). На упаковке должна стоять специальная маркировка их двух символов.

Последним стандартом обслуживания API является «SL». SL относится к категории лабораторных и ресурсных испытаний, включая новейшие методики для проверки образования высокотемпературных отложений. В разных странах маркировки и сертификация могут отличаться, поэтому уточните нужное вам обозначение перед покупкой.

Затем надо определиться с вязкостью, подходящей для температур, в которых обычно используется ваш автомобиль (смотрите руководство к автомобилю).

Знайте основную терминологию, указываемую на этикетках

показатель вязкости SAE (Society of Automotive Engineers)

Это ярлыки и штампы, проставляемые на любой канистре с моторным маслом от известного производителя. На штемпеле API справа вы узнаете о соответствии масла текущему рейтингу SL (C — для дизельных моторов). Там же указана информация о показателе вязкости SAE (Society of Automotive Engineers) и о том, прошло ли масло испытание на энергосбережение. Символ звездочки слева указывает, что масло прошло испытания, необходимые для получения маркировки SL.

Моторное масло — кровь вашего двигателя?

Эта известная и популярная аналогия даёт не совсем верное представление о реальности. Настоящая кровь доставляет питательные вещества в клетки, а двигателе эта роль отведена воздуху, который обеспечивает сжигание топлива — «питание» — для мотора. Но без снижения трения и охлаждения постоянно движущихся частей с помощью масла, двигатель будет работать с перебоями и в течение крайне непродолжительного периода, а затем заклинит. Поэтому масло – очень важный элемент работы вашего автомобиля.

С какой вязкостью выбрать моторное масло

Вязкость моторного масла

Вязкость (сопротивление жидкой среды сдвигу) оценивается при 0° по Фаренгейту (обозначается числом, предшествующим «W» (для зимних соротов)) и при 212° по Фаренгейту (обозначается вторым числом в обозначении вязкости). Таким образом, масло 10W-30 имеет меньшую степень загустения при холоде и жаре, чем 20W-50. Моторное масло разжижается при нагревании и сгущается при охлаждении.

Следовательно, с рационально подобранными присадками, позволяющими ему противостоять истончению рабочего слоя, масло может быть рассчитано на одну вязкость при низкой температуре и на другую – при высокой. Чем выше устойчивость к истончению, тем больше второе число (например, 10W-40 стабильнее, чем 10W-30), и это хорошо. Благодаря более плотной и толстой плёнке, образующейся на движущихся деталях, и обеспечивается их максимальная защищённость.

При низких температурах масло должно обладать устойчивостью к загустению, чтобы не препятствовать движению деталей мотора. Кроме того, если масло чрезмерно густое, то двигатель затрачивает больше энергии, чтобы вращать коленвал, который размещается в поддоне картера и частично погружён в смазку. Повышенная вязкость может затруднить запуск двигателя и ухудшить топливную экономичность.

Масло 5 Вт обычно рекомендуется для использования зимой. Тем не менее, синтетические масла могут быть смешаны так, чтобы иметь повышенную текучесть при охлаждении, поэтому они могут проходить испытания, которые соответствуют рейтингу 0 Вт.

При работающем моторе масло нагревается. Например, второе число в рейтинге вязкости — «40» в 10W-40 говорит нам, что смазка будет оставаться более густой при высоких температурах, чем то же самое масло, но с меньшей величиной второй цифры — «30» в 10W-30, например. Надо обязательно использовать только ту марку, которая рекомендована изготовителем автомобиля.

Как разновидности выбрать моторное масло.

Разновидности моторных масел

Изучая полки в автомагазинах, вы увидите масла, предназначенные для всех видов машин и конкретных целей и условий использования: высокотехнологичные современные двигатели, новые автомобили, автомобили с более высоким пробегом, сверхмощные или внедорожники. Помимо этого, вы осознаете широту выбора масел по показателю вязкости.

Руководство по эксплуатации автомобиля даёт рекомендации по маслу для новых автомобилей. В руководство могут быть ссылки на конкретные марки и бренды, а также рекомендации по их использованию в целях повышения экономичности мотора, хотя это всего лишь означает, что предложенная технологическая смазка прошла сравнительные испытания с неким условным образцом.
Это не гарантия эффективности, но большинство ведущих производителей имеют как минимум несколько сортов, которые предназначены для этих целей. Давайте рассмотрим существующие типы.

Синтетика или минеральное моторное масло. Какое выбрать моторное масло.

Синтетика или минеральное моторное масло

Принято в качестве эталонного образца считать то масло, которое производитель залил в новый автомобиль. Все лидирующие бренды имеют один показатель качества — SL, доступный в нескольких вариантах вязкостях. Автопроизводители обычно рекомендуют масло 5W-20 или 5W-30, особенно для пониженных температур, с маслом 10W-30 в качестве дополнительного, особенно для жаркого климата или сезона.

Эти три рейтинга охватывают почти все легкие транспортные средства на дороге. Самое главное — регулярно осуществлять его замену вместе со сменой масляного фильтра. Стандартный интервал — 10000 км пробега или 4 месяца. Предельно допустимый интервал — дважды в год. Если ваш автомобиль оснащён электронным индикатором изменения уровня масла на панели приборов, то не принебрегайте его показаниями.

Синтетическое масло – это смазочная жидкость, изготовленная для высокотехнологичных и высокопроизводительных двигателей, будь-то в Chevy Corvette или Mercedes-Benz. Если данные масла проходят строгие лабораторные и реальные испытания (обозначенные в их маркировке), это означает, что они обладают превосходными, более стабильными характеристиками во всех критических режимах работы, от коэффициента вязкости до защиты от попадания влаги.

Они работают лучше при отрицательных температурах и сохраняют пиковую смазывающую способность в условиях сильной жары и перегревов в пробках. Почему же не рекомендуется их использовать? Ответ: Эти масла довольно дороги и могут быть использованы далеко не во всех моделях моторов. На самом деле могут быть определённые свойства, необходимые двигателю вашего автомобиля, которые синтетика обеспечить не в состоянии. Но обязательно сверьтесь с руководством производителя своего автомобиля.

Полусинтетическое масло – содержит определённое количество синтетического, смешанного с минеральным, и в целом разработано для обеспечения защиты от более тяжелых нагрузок и высоких температур. Обычно это демонстрирует, что они содержат меньше летучих фракций, поэтому и испаряются намного меньше, что уменьшает потери масла (и увеличивает экономию горючего). Они популярны у владельцев тяжёлых внедорожников и коммерческого автотранспорта, которым нужна защита при интенсивной эксплуатационной нагрузке. И они намного дешевле, чем синтетика. Конечно, эта разница в цене может быть для владельца и не столь ощутимой, но баланс показателей намного важнее стоимости.

Масло для моторов с большим пробегом. Современные автомобили сохраняют работоспособность гораздо дольше, чем их предшественники, и если вы рассчитываете на длительную эксплуатацию автомобиля, измеряемую шестизначными числами, необходимо выбирать другие марки масел, предназначенные именно для такого режима работы. Треть автомобилей в мире имеют более чем 120 тысяч км на одометре. Следовательно, нефтеперерабатывающие заводы определили такую ситуацию как область интересов клиентов и выпустили специализированные масла, рекомендуемые для этих автомобилей.

Если ваша машина или небольшой грузовик, или джип имеют длинный срок эксплуатации и у них большой пробег, то вы можете обратить внимание на следы масляных пятен под ним после остановки. Вам приходится чаще доливать масло, чем в то время, когда автомобиль только выехал из автосалона. Уплотнители коленвала со временем затвердевают и теряют эластичность, поэтому они подтекают (особенно при низких температурах) и трескаются.

Масла для автомобилей с большим пробегом содержат дополнительные герметизирующие присадки, которые просачиваются в поры уплотнений, чтобы восстановить их форму и эластичность. Большинство резиновых уплотнений сделаны так, чтобы набухать в объёме, достаточном для остановки утечек. Но нефтеперерабатывающие заводы тщательно подбирают свои «обновляющие» ингредиенты.

Вероятно,  вы могли заметить некоторую потерю мощности и ухудшение плавности работы двигателя в результате износа его деталей с увеличением пробега. Эти масла также имеют определённо повышенную вязкость (даже если данные на канистре не указывают на это, существует достаточно широкий числовой интервал для каждой марки вязкости, а масла больших пробегов находятся в верхней части каждого из них.) У них также может быть больше модификаторов индекса вязкости. Что из этого следует?

Они лучше герметизируют зазоры между кольцами поршней и цилиндрами и не будут выдавливаться из-за значительного износа подшипника двигателя. Они также могут иметь повышенное содержание присадок, препятствующих износу, чтобы нивелировать процесс потери компрессии.

Если у вас есть старый автомобиль, то все эти функции могут дать вам гораздо больше, чем самая качественная синтетика.

Индекс вязкости

Индекс вязкости

Устойчивость к истончению защитного слоя с возрастанием температуры получила название индекса вязкости. И хотя более высокое второе число в обозначении марки важнее, масло также должно быть надежным. То есть, оно должно сохранять свои свойства тысячи километров до следующей замены. Например, масло имеет свойство терять вязкость при сдвиге, скользящее движение между близкорасположенными металлическими поверхностями подвижных частей, таких как подшипники.
Поэтому требуется устойчивость к потерям вязкости (устойчивость к сдвигу), чтобы масло сохраняло смазывающую пленку между этими деталями.

В отличие от охлаждающих жидкостей, 95% которых формируется одним базовым химикатом (обычно этиленгликолем), моторное масло нефтяного типа содержит смесь нескольких различных типов базового масла, несколько более дорогостоящих, чем другие.

Нефтяные компании обычно выбирают из пяти групп, каждая из которых производится по-разному и обладает различной вязкостью. Более дорогостоящие группы требуют более сложного производственного процесса, в некоторых случаях — методами, производящими смазку, которая может быть причислена к классу синтетики. Так называемая полная синтетика включает с себя химические компоненты, которые могут быть получены перегонкой нефти, но они настолько изменены, что уже не считаются природным маслом.

Количество базового масла в любом составе находится в интервале от 70 до 95% смеси, оставшаяся часть состоит из присадок или добавок. Значит ли это, что масло с 70% лучше, чем 95%? Нет, так как некоторые базовые масла имеют естественные характеристики или те, которые появляются при их переработке, что уменьшает или устраняет потребность в добавках. И хотя некоторые компоненты вносят важный вклад в смазывающую способность, сами по себе не обязательно обладают хорошими реологическими свойствами.

Компоненты в смеси присадок отличаются по стоимости, как уже было сказано, но цена — всего лишь один фактор. Некоторые работают лучше в строго определённых сочетаниях базовых масел, а другие из менее дорогостоящих базовых являются хорошим выбором для смазки из-за того, как они работают с популярными присадками. В итоге каждое масло для двигателя имеет строго утверждённый рецепт. Переработчики определяют список задач, основанных на запросах своих клиентов (например, автопроизводителей) и формулируют масло для достижения этих целей, насколько это возможно.

Теперь понятно, что когда масло истончается при нагреве, начинается сильный износ двигателя, но это только один из факторов. Важно также, чтобы масло не образовывало слишком толстую плёнку. Использование премиальных базовых масел для низкой летучести — для предотвращения испарения — это один из подходов. Испарение базовой масляной плёнки не только увеличивает потребление масла, но и приводит к росту его плотности (что снижает расход топлива).

Добавки в масле помогут выбрать моторное масло

Добавки в масле

Использование добавок — ещё один способ улучшения и поддержания стабильности характеристик масла. Высокие температуры двигателя сочетаются с влажностью, побочными продуктами сгорания (включая несгоревший бензин), ржавчиной, коррозией, частицами износа металла и кислородом, что приводит к формированию нагара.

Добавки не только поддерживают хорошие смазывающие способности, но также минимизируют осадок и нагар и любой другой ущерб от их образования.

Вот основные категории ингредиентов добавок и их значимость:

  • Оптимизаторы индекса вязкости: снижают склонность масла к утончению слоя с ростом температуры.
  • Очищающие компоненты: в отличие от бытового типа, они не очищают поверхности двигателя. Они удаляют некоторые отложения, в основном твердые вещества. Но их первоначальная цель — поддерживать чистоту поверхностей, препятствуя образованию высокотемпературных отложений, ржавчины и коррозии.
  • Диспергаторы: дезагрегируют твердые частицы, удерживая их в растворе, препятствуя их агрегации, образованию осадка или нагара. Некоторые присадки или добавки работают как в качестве детергентов, так и в диспергаторах.
  • Противоизносные средства: возможны ситуации, когда смазочная пленка теряет целостность, поэтому противоизносные реагенты должны обеспечить защиту металлических поверхностей. Соединение цинка и фосфора, называемое ZDDP, является давно используемым лидером наряду с другими соединениями, например фосфора и серы. Вы должны знать, что ZDDP состоят из диалкилдитиофосфат цинка.
  • Модификаторы трения: это не то же самое, что средства против износа. Они снижают трение двигателя и таким образом улучшают показатель экономичности. В них используются графит, молибден и другие соединения.
  • Депрессанты температуры застывания: только потому, что вязкость при 0° по Фаренгейту низкая, это не означает, что масло будет легко течь при отрицательных температурах. Масло содержит частицы воска, которые могут застывать и уменьшать скольжение, поэтому эти добавки используются для предотвращения данного явления.
  • Антиоксиданты: при росте температуры двигателя для лучшего контроля за выхлопами антиоксиданты используются для предотвращения окисления (и, следовательно, утолщения) масла. Ряд присадок, которые выполняют другие функции, также служат этой цели, такие как противоизносные средства.
  • Ингибиторы пены: коленчатый вал, взбивая масло в поддоне картера, образовывает пену. Масляная пена не так эффективна, как жидкость, поэтому используются ингибиторы для разрушения пузырьков пены.
  • Ингибиторы коррозии: защищают металлические детали от кислот и влаги.

Больше — не значит лучше

Слив моторного масла

Вы не сможете улучшить масло, добавляя больше различных добавок. Скорее всего вы даже рискуете ухудшить ситуацию. К примеру, соединения серы имеют противоизносные, антиокислительные характеристики, но они могут повысить расход топлива и повлиять на работу каталитического нейтрализатора.

Повышенная концентрация конкретного омывающего средства может повлиять на противоизносный баланс. Слишком большая доля определённого химиката может повлиять на эффективность катализатора и повысит расход топлива. Противоизносные и фрикционно-восстановительные добавки также могут содержать ингредиенты (такие как сера), которые могут повлиять на характеристики катализатора.

На нефтяную промышленность оказывается сильное давление, заключающееся в законодательном ограничении использования соединений серы в масле или бензине. Это обусловлено ужесточающимися требованиями экологов, сопротивление производителей при этом оправдывается не только стремлением избежать дорогостоящей модернизации
производства, но и тем, что моторное масло – тонко сбалансированный продукт, исключение одного компонента из которого приведёт к серьёзным последствиям и объективным сложностям.

 

 

Ответить